Суббота, 18.05.2024, 23:01
Приветствую Вас Чуждая сущность | RSS

Арт-студия "Вереск"

Блог

Главная » 2018 » Мессидор » 26 » Эротическая литература Возрождения
21:24
Эротическая литература Возрождения

Эпоха  Возрождения - тезисы и заблуждения

Слово “возрождение” или “ренессанс” слышали все. Ассоциации с ним исключительно положительные - “золотой век”, “расцвет культуры”, “флоренция”, “Мона Лиза”. Но что такое Ренесанс? Давайте кратко и тезисно:

  1. Началось после Средневековья (2 половина 13 века). Византию разорили орды “османских варваров” и беженцы наводнили Европу - как типично. Ремарка: Стамбул, крупнейший город Турции, который иногда ошибочно считают столицей (впрочем, он ей одно время и был) когда-то носил гордое имя Константинополь.

  2. Закончилось в конце 16 века. (У нас в это время правил Иван Грозный со всеми вытекающими).

  3. Название не связано с популярным сегодня возвратом к “светлому прошлому” (Make america great again) Ренессанс - не более, чем это возрождение античных традиций, которые те самые византийцы притащили с собой. Ремарка: византия - это остатки Древнего Рима, восточная империя.

  4. Законодательницей мод была Италия. Там, конечно, был рим, где сидел злой папа и жег еретиков, но были и Венеция и Флоренция. Насколько я помню, они имели статус-городов-государств.

  5. Дюрер, Гольбейн и Брейгель - это тоже Ренессанс

  6. Шекспир - это тоже Ренессанс.

С точки зрения культуры и быта Возрождение - это фактически то же Средневековье, только в профиль.

Да, в это время создавались прекрасные произведения искусства, но большая часть населения была дремучей и дикой. Именно в это время по Европе прокатилась вторая и самая зловещая пандемия чумы - “черная смерть”. Это нашло соответствующее отражение в искусстве, но об этом позже.

Да, в это время развивалась Реформация, которая боролась со злоупотреблениями католической церкви, но параллельно с этим существовала и контрреформация, которая сожгла Джордано Бруно, которого сожгли за то, что он выдвинул теорию о том, что Земля - не центр вселенной, что существует много солнц, подобных нашему и так далее. В это время жил Томас Торквемада. А еще в это время был издан нетленный шедевр под названием “Hexenhammer”, нам известный как “Молот ведьм”

В это время зарождается гуманизм и создается немало произведений, взывающих к высоким чувствам. Именно тогда появилась известная дихотомия “порок -добродетель”, именно тогда появились такие произведения как “Гаргантюа и Пантагрюэль” или “Дон Кихот”, “Утопия” и, конечно же, драмы Шекспира, однако, в это время создавались произведения, которые сегодня иначе как скабрезными не назвать. Тот же Боккаччо, которого считают гуманистом, в своем “Декамероне” приводит множество весьма пикантных историй.

Рассказывать всю историю культуры данного периода я не стану - это слишком долго, и отвлечет от основной темы лекции. Так что обозначу пару моментов. Если говорить про литературу, то возрождение началось с Данте. Да, его “Божественная комедия” всецело посвящена Богу, да и комедией по сути не является. (Собственно “комедией” она названа потому, что не трагедия, хотя там тоже все умерли). Возрожденческого в ней по сути только обращение автора к человеческим страстям, пускай и через характерную призму. К слову, изгнали его из Флоренции все же НЕ за “Комедию” - там были внутриполитические распри. Закончилось все примерно на Шекспире, одном из немногих действительно читабельных авторов того периода - потому что его  пьесы в принципе бессмертны.

Если говорить о поэтике Возрождения, то ее сюжетную основу составляют переработанные античные мотивы (сюжеты греческих мифов, классические произведения) И народная традиция (сказки, предания). Последнее присутствует в сатирических и плутовских романах - в противовес высокопарным дидактическим произведениям, трагедиям и проч., проч. Все дело в том, что в литературной традиции произошел разрыв. В период Средневековья литература практически не развивалась - разве что духовная. Так что фактически пришлось все пересоздавать заново.

Ренессанс в России тоже был, но специфический. Итальянские архитекторы строили православные храмы, а художники рисовали, если не иконы,то царей. Ну то есть царей, князей, дворян, церковных иерархов, а еще писали надгробные портреты.

Эротика возрождения

Вообще все авторы так или иначе отдавали дань эротике в той или иной мере. У Пушкина много хулиганских стихов, И. Бунин, А. К. Толстой, В. Набоков и еще много кто отдавал дань жанру.

Говоря об эротике Возрождения, я прежде всего имею в виду двух авторов - Ареттино и Бокаччо. Если Вам кажется, что этого мало, то позволю себе заметить, что в эпоху Возрождения было сравнительно мало поэтов писателей (сейчас каждый 2-й творец, а тогда они были на вес золота), как и вообще грамотных людей. Кроме того даже невинные по современным меркам произведения могли быть подвергнуты осуждению. Книгу “Гаргантюа и Пантагрюэль”, которую сегодня читают (в адаптации) даже дети осудили богословы Сорбонны - за сатиру над церковью.

К обнаженке в живописи общество относилось сравнительно терпимо - художники изображали не только античные, но и библейские сюжеты, которые использовались при росписи храмов. “Изгнание из рая”, “Сотворение Адама” Микеланджело - фрески на стенах в Сикстинской капелле. Сиськи, письки в церкви - это норма. Литературная же эротика в этот период не слишком приветствовалась, так что распространялась зачастую негласно. Часто авторы писали анонимно, их авторство устанавливалось лишь более поздними исследователями. Тот же “Декамерон” местный роскомнадзор в лице церкви внес в список запрещенных книг - Боккаччо до конца жизни стыдился авторства.

Часто произведения посвящались тем или иным меценатам - поскольку массовой культуры не было, творческую деятельность оплачивали те, у кого были деньги и вкус. Можно сказать, что это была порнография для избранных.

Джованни Боккаччо

Один из самых знаменитых авторов Возрождения - по сути благодаря единственному произведению, “Декамерону”. У нас он ассоциируется с изысканной и старинной порнушкой, хотя по сути в нем (названии) ничего такого и нет. Название “Декамерон” фактически означает форму произведения. Дословно его можно перевести как «Десятиднев». 10 человек в течение 10 дней рассказывают каждый по истории. Но об этом позднее, а пока немного биографии.

Боккаччо проявил склонность к поэзии едва ли не во младенчестве. Но он был сыном купца, так что в 10 лет отец отослал его к коллеге обучаться искусству торга. Наставник промучился с ним 6 лет, после чего отослал назад, констатировав, что молодой человек не имеет склонности к данному роду деятельности. Еще 20 лет он был помощником отца, лишь спустя это время тот махнул на него рукой и позволил изучать классическое право. А литературой будущая знаменитость смогла в полной мере заняться лишь после смерти отца - в 35 лет (1348 год). Водил дружбу с величайшими умами своего времени, например, Петраркой, под влиянием которого расстался с “разгульной жизнью”. После смерти отца жил он небогато, исполняя обязанности дипломатического посланника, впоследствии был профессором кафедры изучения творчества Данте (да, была и такая). В конце жизни он был фактически книжным червем, что, впрочем, было довольно круто, учитывая его влияние на литературу.

“Декамерон” написан им  1352—1354. Скорее всего, большинство новелл были написаны им ранее, просто он свел их в отдельный сборник. Сюжетное книги окаймление таково. Во время эпидемии чумы трое мужчин и семь женщин скрываются на вилле за городом от болезни, а чтобы скоротать досуг, рассказывают истории. Между ними не происходит никаких оргий, молодые, но некоторые из молодых людей влюблены в девушек. Можете почитать в “Википедии”, кто в кого. Судьба книги была довольно необычна. Сборник пользовался популярностью у купцов, которые искали в ней пикантные детали, а вот тогдашняя интеллигенцию считала, что народная культура и язык, которые легли в основу поэтики книги, не достойны их внимания. “Декамерон” сделал автора знаменитым по всей Европе. Однако произведение подвергла резкой критике церковь, впоследствии произведение даже запретили, а издания проводились со значительными цензурными купюрами.

Хотя, я бы не сказал, что это прямо-таки что-то из ряда вон выходящее

5 день 10 новелла

Мужчина идёт ужинать вне дома, его жена принимает любовника. В это время муж возвращается, а она прячет любовника под корзину. Супруг рассказывает, что в доме, где он ужинал, нашли молодого человека, спрятанного там его женою; женщина неверную супругу, но тут любовника выдает осел, наступая ему на пальцы. Услышав крик, Муж бежит туда и узнаёт обман жены. Однако, мирится с женой по причине своей низости и  с которой под конец, по своей низости, мирится.

“То, что  Пьетро  затеял  после  ужина  для  удовлетворения  всех  трех,  это   я запамятовал: знаю только, что юношу на следующее утро проводили  до площади недоумевающего, чем более он был ночью, женой или мужем”.

3 день, 1 новелла

Мазетто из Лампореккио, прикинувшись немым, поступает садовником женском монастыре и обзаводится гаремом из монахинь. Те соревнуются в стремлении провести с ним ночь, в конце с ним возлежит сама настоятельница, у нему возвращается дар речи, и он называет это божьим чудом

5 день, новелла 4

Девушка, влюбленная в парня, отпрашивается спать на балкон, чтобы “послушать соловьев”. Всю ночь она развлекается с любовником, после чего усталые они засыпают в обнимку. При этом она сжимает в руке его достоинство. Утром их находят родители со словами “Погляди, какого соловья поймала наша дочь”. Молодой человек, однако, оказывается порядочным и женится на девушке, после чего они ловят соловьев уже на законных основаниях.

Пьетро Аретино (портрет кисти Тициана, с которым он дружил)

Итальянский поэт, снискавший себе славу самого едкого сатирика современности. Он также известен как один из отцов журналистики.  Его ежегодное издание “Giudizii” (джудицци) представляло собой сатирическое предсказание на тот или другой год, по форме представляющее пародию на обычные в то время астрологические гороскопы. Можно сказать, что он был первым скандально-известным журналистом в истории. Он не щадил никого: ни папу, ни папский двор, ни королей, ни дворян. Его наградили титулом «бич государей, божественный Пьетро Аретино». Государи, опасаясь его злого языка, старались с ним дружить, назначая слали ему денежные подарки и выписывали пенсии. Однако у него было и множество врагов. К нему подсылали убийц папа Климент VII и Эрколе д'Эсте, герцог Модены. При этом он пользовался неким подобием журналистской неприкосновенности - вот бы сейчас так было.

Аретино жил на широкую ногу в своем дворце в окружении учеников, прихлебателей, любовниц. Писал свои произведения в свободное от оргий время. Собственно и умер он на пиру - по слухам от хохота. Не то задохнулся, не то получил инфаркт, не то упал и разбил голову. Ему было 64 года - выносливый был.

Одно из самых известных его произведений - “Шестнадцать поз”. Название говорит само за себя. Это сборник из 16 сонетов плюс 2 стихотворных эпилога. В центре сюжета - любовные похождения мифических персонажей. По сути же он представляет собой средневековое руководство по сексу, этакий аналог Кама-Сутры. Хотя, вероятно, автор вдохновлялся примерами античности и создавал свою версию “Науки любви”. Каждый сонет в сборнике посвящен тому или иному виду любовных утех.  Текст был иллюстрирован соответствующими гравюрами. Немалую роль темпераментный итальянец отвел теме анального секса. Возможно это объясняется тем, что он был бисексуален.

Если “Декамерон” - это утонченная эротика, где непристойные сцены передаются с юмором через тонкие намеки, то в “Позах” все написано прямым текстом и очень откровенно. Видимо, чтобы люди знали, что существует не только миссионерская позиция. Ей, кстати, посвящен 3-й сонет.

Вот пара выдержек из сборника

5

Эй, закинь вот так на плечо мне ногу,

Но узды моей не держи рукою.

Если хочешь править ты сей игрою,

Лучше двигай попочкой понемногу.

7

М : Интересно все-таки знать, куда Вы

Собираетесь крепкую вставить пробку?

Ж : Неужели? А если, положим, в попку —

Разве ты откажешься от такой забавы?

 

Книга пользовалась бешеной популярностью многие годы после смерти автора - как источник эротического вдохновения, ну и собственно инструкция по сексу. Естественно, ее читал Пушкин - в его письмах есть указания. Казанова в своих воспоминаниях пишет, что он отпраздновал новый 1753 год с монахиней в аретиновской позе.

Иллюстрация:

Казанова (слева), проверяющий целостность «предохранительных колпачков» надуванием. Гравюра, иллюстрирующая мемуары Казановы (брюссельское издание 1872 г.)

 

Уильям Шекспир

Автор относится к позднему возрождению, когда уже многое было можно, хотя его произведения и имеют характерные черты литературы той эпохи, в частности переработка античных произведений. Говоря об общем тоне его произведений, могу сказать, что он очень напоминает Пушкина - тон оптимистичен (даже, если все умерли), герои деятельны, тексты легки для восприятия и лишены тяжеловесного дидактизма. Эротизм прослеживается во многих его произведениях “Сон в летнюю ночь” (сцена, где королева фей милуется с ткачом с ослиной головой, “Укрощение строптивой” сегодня может вполне себе восприниматься как пример БДСМ - отношений. Главный герой мучает девушку, подчиняя ее себе. Кроме того, в пьесе много намеков, например, “постельная сцена”, где супруг придрался к тому, как было убрано брачное ложе, разбросал тюфяк и подушки по комнате. В первую брачную ночь, да. В “Ромео и Джульетте” есть сцена, где герои не желают расставаться после проведенной вместе ночи и... спорят, какая птица поет - жаворонок или соловей. Возможно, все это делалось в угоду толпе - Шекспир кормился со сборов в театре, а зрителя нужно было привлекать.

Как личность классик был тоже далеко не монах. Он в 18 лет женился на женщине, которая была старше его на 8 лет. Скорее всего, не по расчету - его избранница была беременна. Весьма, вероятно, что она соблазнила его сама. Спустя несколько лет он уехал жить в Лондон из родного Стратфорда (по одной из версий бежал от преследования законом - его хотели судить за браконьерство). Списка его любовниц, как у Пушкина, исследователи не вывели. “Смуглая дама”, героиня его сонетов, вполне вероятно, была платонической любовью. Ей, скорее всего, была Мэри Фиттон, фрейлина королевы - так что между ними была сословная пропасть. (Дворянство шекспир приобрел в 1612 году, за 4 года до смерти).  Собственно сама личность автора порой подвергается сомнениям. Его, например, называли коллективным автором или женщиной. Судить о его интимном опыте мы можем лишь по творчеству, которое, как и было сказано, имеет выраженный эротический оттенок.

Шекспир “Венера и Адонис” - самая откровенная его поэма и одновременно самое популярное его произведение. Поэму он написал от нужды. Поскольку театры не работали, он начал писать поэтические произведения, которые посвятил своему покровителю графу Генри Ризли.

Основа сюжета - греческий миф. Адонис - это прекрасный юноша, настолько прекрасный, что в него влюбляется Венера ака Афродита. Юноша погиб из-за ревности. Не то его замочил Арес, который имел связь с Афродитой, не то Персефона, которая также претендовала на него (хотя была замужем за Аидом). Сюжет, как видите, имеет широкие возможности для эротической интерпретации. Чем и пользуется Шекспир. По его задумке Венера видит прекрасного юношу и настойчиво предлагает ему себя, но отвергает ее чувства. По задумке автора смерть настигает юношу именно за его холодность Венера в произведении напоминает озабоченных дам в возрасте. Собственно таковой она и является - она же богиня, ей Зевс знает сколько лет. Но телом она юна и прекрасна - все же богиня красоты. Так что холодность Адониса не совсем понятна. Исследователи считают, что поэма навеяна личным опытом - возможно, с той же Хэтэуэй. Вот пример излияний Венеры:

"Раз я тебя поймала,

                   В свой розовый, в свой бледный плен грудной,

                   Войди в мой сад олешком годовалым,

                   Пей с губ, пасись в кудрях, лижи, родной,

                      Соленые холмы грудей сухие,

                      А то спускайся в дол, где гейзеры златые!

Там такого добра еще много - можете почитать сами.

 

  

Просмотров: 225 | Добавил: Гоблин | Теги: Бокаччо, Ареттино, возрождение, Шекспир, Ренессанс, Декамерон | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Вход на сайт
Меню сайта
Статистика

Здесь и сейчас: 1
Чуждых сущностей: 1
Наших людей: 0