Суббота, 18.05.2024, 21:23
Приветствую Вас Чуждая сущность | RSS

Арт-студия "Вереск"

Блог

Главная » 2018 » Мессидор » 17 » Футуризм: истоки современного искусства
06:04
Футуризм: истоки современного искусства

Эта лекция - своеобразный ответ на статью о Маяковском, на которую я несколько раз натыкался в последнюю неделю. Довольно посредственная и тенденциозная статья, которая рассматривает Маяковского как посредственного поэта, вся деятельность которого была направлена на самопиар. Его вера в социализм была неискренней, а покончил с собой он из-за совершенно тривиальных причин. Вообще футуризм часто принято приравнивать к политическому движению, которое он поддерживал. Это была тогда такая мода. Гражданская поэзия была не настолько унылая и мало походила на современную поэзию орков, воспевающую вождя и ужасные смерти врагов. Про итальянских футуристов вообще не принято говорить, потому что… давайте поиграем в угадайку! Если русские футуристы были коммунистами, то итальянские…

   Что такое футуризм для современности?

Когда я говорю, что именно футуристы перевернули эстетику буквально с ног на голову, я говорю буквально. Разумеется, и до них были эксперименты с формами - иначе не было бы сегодня столько всевозможных измов. Но именно их эпатажное, вызывающее а порой и откровенно радикальное поведение привлекло к ним внимание общественности. Сегодня бы их просто посадили за экстремизм, но на рубеже 19-20 веков их обычно просто били по морде. Собственно, пожалуй в этом и была главная цель футуризма. 

Футуризм был одним из родоначальников синтетического искусства и активного взаимодействия с залом. Стихи футуристов предназначались для чтения на публике, Они часто устраивали выставки изобразительного искусства, спектакли, импровизированные представления-перфомансы. Естественно, большинство из них заканчивались скандалом. Но потом зрители привыкли, что им плюют в лицо и начали находить в этом некий смысл и считать это прекрасным. В Италии зрители ходили на футуристические вечер главным образом, чтобы закидать дерзкого поэта тухлыми яйцами. В его футуристическом театре одно место продавалось нескольким людям сразу, зрителям, на сиденье наливался клей, а за шиворот сыпался чесоточный порошок. Все для того, чтобы вызвать максимальный дискомфорт, а в идеале - спровоцировать драку.

Все акции громкие акции современных деятелей культуры - просто бледная тень тех вакханалий, которые устраивали их предшественники в прошлом веке. Например, если кто-то помнит, был такой художник Олег Кулик. Это как Пётр Павленский, только его перфомансы в меньшей степени сопряжены с членовредительством. Самый известный его (Кулика) номер - человек-собака. Когда человек встает на четвереньки и лает на прохожих повергая их в шок. 

Проблема в том, что это по сути плагиат. Итальянский поэт Филиппо Маринетти совершил подобный поступок еще в 1930 году. Будучи приглашенным в Будапешт на академическую конференцию, Маринетти вместо ожидаемого доклада прочел свою новую поэму "Обыденная жизнь одного фокстерьера". 54-х летний академик лаял, визжал и кусался. В апогее, подражая собаке, он задрал ногу у стены. Почтенные профессора были в шоке... 

Есть такое понятие в теории литературы - жизнетворчество. Это когда ты строишь жизнь по принципу художественного произведения, эстетизируешь и символизируешь свои поступки или своими поступками ты утверждаешь свои идеи. Сегодня бы его назвали лайфстайл. Футуристы - непревзойденные короли лайфстайла своего времени. Самый известный пример - желтая кофта Маяковского. 

    Футуризм и живопись

Футуристы активно взаимодействовали с авангардными художниками. У нас, например, это были кубисты, такие как Малевич или Бурлюк. Сам Маяковский, например, был художником. Его стиль живописи стал основой советской школы рекламы (плакаты/агитки). Когда Илья Репин предложил нарисовать маяковского, тот согласился при условии, что сам в это время будет писать его портрет. Так два художника рисовали друг друга. 

    В Италии было целое направление футуристической живописи. А поскольку футуризм воспевал технический прогресс, век машин, то частыми мотивами в творчестве и были разные технические новинки. Например, существовал целый жанр аэроживописи, когда картина рисовалась как будто из кабины самолета. Как правило, военного. Особенно это любил Туллио Крали. Стиль футуристической живописи был динамичным - все в движении. Погоня, полет, хаос, водоворот. 

С чего все началось?

Футуризм как направление в искусстве наиболее ярко проявил себя в двух странах - Италии и России. Почему его бунтарский дух пришелся по вкусу жителям этих столь разных стран - неизвестно. Русский футуризм считается вторичным по отношению к итальянскому. Разумеется, сами русские футуристы были с этим категорически не согласны, даже называли себя “будетляне”. Вообще первый манифест футуризма вышел в 1909, а первый сборник “будетлян” “Садок судей” в 1910, так что, наверное, наши действительно позаимствовали идею, решив построить свой футуризм с коммунизмом и свободной любовью. 

     Началось все, когда в 1908 году представитель итальянской золотой молодежи Филиппо Маринетти попал в автомобильную аварию. Он пытался объехать двух велосипедистов и вылетел в кювет. Видимо, его хорошо ударило головой, потому что его постигло своеобразное просветление. Он решил, что будущее, то есть век машин, наступает, и он должен способствовать этому. Тогда он написал первый манифест футуризма, опубликованный в 1909 году газетой “Le Figaro”,, где у него работал приятель. Потом были и другие, такие как “Наслаждение быть освистанным”. По сравнению с ними “Пощечина общественному вкусу” - девичий роман о любви.

Он провозглашал культ молодости, энергии жизни и одновременно призывал разрушить музеи, сжечь библиотеки… Словом, мы наш мы новый мир построим, но сначала сожжем старый. Например он объявлял войну “единственной гигиеной мира”. Он же считается изобретателем поэзии прямого действия. Это когда ты не пишешь эпиграммы на недоброжелателя, а бьешь его в морду или вызываешь на дуэль.

Разумеется слово у него не расходилось с делом. Свою философию разрушения он понимал буквально. Собственно облысел он из-за того, что его ранили в голову на дуэли. Но дуэли были не единственным его аргументом. Он любил подраться, просто подраться - во время своего выступления в России он красовался на сцене с подбитым глазом. Он участвовал во всех войнах Италии начиная с 1 мировой, принимал участие в погромах. Собственно с Муссолини он и познакомился во время одного из них.

Русские футуристы, как я уже говорил, не особо дружили с итальянскими, во многом из-за разного понимания искусства и разного видения будущего. Было фактически два направления. В 1909 году возник кружок Северянина. Летом 1910 года в Санкт-Петербурге, будетляне во главе с Давидом Бурлюком стали называть себя группой «Гилея». В отличие от кубофутуристов Бурлюка Северянин фактически провозглашает себя оригинальной и неординарной поэтической личностью. Встав во главе своего нового течения, он изначально противопоставляет себя литературным единомышленникам.

Футуризм и политика

Вообще следует сделать оговорку. Я восхищаюсь Маринетти не потому, что он был фашистом, а потому что он был весьма колоритным персонажем в истории мировой литературы. Собственно связь между этими явлениями обратная. Он увлекся этой идеологией, потому что итальянский футуризм, в отличие от русского был деструктивен по сути. Даже подход с созданию стиха у них был разный. Итальянцы шли по пути упрощения, русские -- по пути чрезмерного усложнения. Маяковский любил словотворчество и громоздкий ритм, а Велимир Хлебников вообще сошел с ума и пытался создать универсальный язык.

     Итальянское поэты, да и деятели искусств были вообще весьма одиозными. Я не встречал другой страны, где художники и поэты были столь воинственны. Давайте просто приведем примеры. Среди русских классиков я могу назвать двух дуэлянтов - Пушкина и Лермонтова. Первый очень любил это дело. Правда из 29 его дуэлей большая часть была отменена, те же, которые состоялись обошлись без кровопролития - поэт имел обыкновение стрелять не в оппонента, а в сторону. У Лермонтова их было всего две, за первую его сослали на Кавказ, а во второй он погиб. Немецкие поэты были тихими меланхоликами, американские (из которых я вспомню только По - опять же тихими алкоголиками), среди англичан воинственностью отличался лорд Байрон, который в конце жизни отправился в Грецию, чтобы принять участие в войне за независимость (против Османской империи). Американские… из ни вспоминается мне только Эдгар По, который был тихим алкоголиком.

А вот итальянцы - крайне экспрессивный и эмоциональный народ народ. Может, дело в климате, может, в макаронах. Вот несколько примеров. 

Пьетро Ареттино - завзятый скандалист, гедонист и развратник. У него даже был отдельный цикл сонетов посвященных сексу в разных формах. Умер во время оргии. 

Скульптор Бенвенутто Челлини одной рукой ваял, другой отбивался мечом от ревнивых мужей, чьих жен он до этого… приобщал к прекрасному

Габриэле де Аннунцио вообще имел личную армию, с помощью которой захватил город Фиуме и основал там республику, чья конституция была написана в стихах, а бюджет пополнялся за счет пиратства. Подробности можно прочитать в статье Ильи Кормильцева. 

      Я также слушал натыкался в сети на итальянский СКА. И был весьма удивлен, когда узнал, что авторы песен были и вовсе террористами. Песни они выпускали в свободное от взрывов дорог время. То есть… ну вы понимаете, почему в Италии возник футуризм.

Так что когда говорят о связи человека искусства и политики, то нужно понимать, что подлинное искусство не будет служить политике. По этой причине, например, Маяковский - поэт. а Горький - писатель, а такие личности, как Демьян Бедный - халтурщкик. Несколько слов в оправдание того же Маринетти. Если Папа Римский был “прелатом ликторского топора” (первосвященник принял Муссолини потому, что тот «избавил страну от коммунистической заразы»), то с футуризмом связь была обратная. есть версия, что Дуче вовсе не понимал принципов движения, которое создал, а просто украл идеи друга и заметно переработал. Сам же Маринетти просто следовал идеям в которые верил. Он часто критиковал политиков. После компромисса Муссолини с Ватиканом и монархистами (олицетворение старого и загнивающего) он ушел из фашистской партии, хотя был одним из ее основателей. Известно также он выступал ярым критиком политики антисемитизма, которую Италия начала вводить под давлением Германии. Наверное, поэтому антисемитизм так до конца и не прижился в стране. 

Про Маяковского я могу сказать, что тоже не был придворным поэтом Ленина и впоследствии Сталина. Его смерть (а он, вероятно,все же покончил с собой) произошла от глубокого личностного кризиса. Он в конце жизни пережил крах идеалов. Коммунизм не оправдал себя. Любовь - свободная и нет - разочаровала. Идея пролетарского поэта, который может писать стихи по соцзаказу тоже. Даже его давний соперник, Есенин, спился и повесился. 

Его часто обвиняют в непоследовательности, но ведь это естественный процесс, когда взгляды человека претерпевают трансформацию. Простой пример: в начале 1 мировой он, поддавшись общему духу времени читал патриотические стихи, однако, потом его отношение резко изменилось.

  

Просмотров: 225 | Добавил: Гоблин | Теги: северянин, бурлюк, МАРИНЕТТИ, маяковский, футуризм | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Вход на сайт
Меню сайта
Статистика

Здесь и сейчас: 1
Чуждых сущностей: 1
Наших людей: 0