Суббота, 18.05.2024, 21:48
Приветствую Вас Чуждая сущность | RSS

Арт-студия "Вереск"

Блог

Главная » 2018 » Мессидор » 26 » Научная фантастика США - часть 1
21:32
Научная фантастика США - часть 1

США в России принято считать страной бездуховной, однако ее литература доказывает обратное. Несмотря на то, что стране всего 240 лет, страна успела подарить миру огромное количество талантливых авторов. Одно из наиболее ярких ее проявлений - американская фантастика.Прежде всего фантастика США ассоциируется с такими именами как...

 

Роберт Говард? Уильям Гибсон?  Филип Дик? В первую очередь, это, конечно же, два классика - Айзек Азимов и Рэй Брэдбери. На самом деле не все талантливые фантасты родом из США. Дуглас Адамс или Олдос Хаксли, например, родились в Великобритании. Тем не менее, пожалуй, именно американскую фантастику принято считать эталонной. Кто-то с этим поспорит, я сам могу привести сотню аргументов, доказывая обратное, однако, талантливых фантастов-американцев, в истории литературы, пожалуй, было больше всего.  Вообще литература именно в США развивалась так бурно по причине вполне тривиальной - там литературным творчеством можно было заработать. Как ни удивительно это прозвучит, но именно развитие развлекательной индустрии  в этой стране стало толчком к развитию литературы. На самом деле даже у нас было что-то похожее. Тот же Достоевский весьма неплохо зарабатывал своими романами, которые, несмотря на всю свою “классичность” по меркам того времени были развлекательным чтивом. Наверное, поэтому в поздние годы он копировал сам себя. В США же это было поставлено на широкую ногу, а с развитием кинематографа росли и гонорары писателей. Так что таким образом можно легко опровергнуть тезис, что “художнику нужно быть голодным”.

Но давайте сперва решим вопрос, что такое НФ.

В современном понимании научная фантастика и фантастика являются синонимами, но на самом деле это не совсем так. Фантастической литературой является все, что основано не на реалистических сюжетах. То есть характеры персонажей могут быть и реалистическими, а мир может быть соответствующими своему времени, но в нем будут присутствовать объективно невозможные элементы. Таким образом можно сказать, что “Гарри Поттер” или сказки “Властелин колец” - это тоже фантастика. Фантастика - от слова “фантазия”.

Научная же фантастика — это фантастика без сказочного и мистического, в которой фантастические события и явления имеют не сверхъестественное, а научное объяснение. Она, как правило основана на неком допущении в области науки: “лучи смерти”, вторжение пришельцев, путешествие во времени, полет на другие планеты…

Наиболее типичные темы для фантастики:

  • новые изобретения/технологии/открытия и результаты их вхождения в жизнь (“Гиперболоид инженера Гарина”)

  • контакты с нечеловеческим разумом (“Война миров”)

  • искусственный разум (“Россумские универсальные роботы”, “Я, Робот”)

  • возможное будущее или альтернативный ход истории (антиутопии типа “451 по Фаренгейту”

 

С чего все началось?

Эдгар По “Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля”

Эдгар По, о котором я рассказывал на одной из прошлых лекций, считается одним из основоположников не только жанра ужаса, но и научной фантастики. Рассказ  “Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля” можно посчиать, скорее, научной мистификацией, тем не менее, именно По впервые отправил человека на Луну и попытался описать, как могло протекать путешествие. Несмотря на архаичность многих представлений (наличие атмосферы между Луной и Землей, теория “полой земли”), рассказ получился в целом удачным и интересным с художественной точки зрения. Также По, сам того не зная, заложил каноны жанра научной фантастики.

  1. В центре сюжета - научное открытие, изобретение или гипотеза.

  2. Действие описано правдоподобно, жизнеспособно, то есть не как в комиксах про супергероев, где один мужик получает суперскорость, потому что в него ударила молния, а другой мужик теряет неуязвимость под лучами звезды другого спектра. (К слову, современные комиксы стали более научными).

  3. Важное место в повествовании занимает так называемый “познавательный элемент”. То есть, если ты описываешь изобретение, то будь любезен опиши его возможный принцип или хотя бы действие. Если ты попадаешь в новый мир, расскажи о нем больше. Если ты путешествуешь в место с отличающимися условиями, опиши свои ощущения (температура, гравитация, атмосферное давление.


 

Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»

Роман был опубликован в 1889 году, за 6 лет до «Машины времени» Герберта Уэллса (1895). Он является одним из первых описаний путешествия во времени.

Несколько слов о писателе. Автор “Тома Сойера” увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Теслой, они много времени проводили вместе в его лаборатории.

В его романе “Янки из Коннектикута” не описан процесс перемещения. Главный герой сравнивает его с переселением душ. В прошлом он оказался после того, как ему дал по голове ломом какой-то рабочий.

К слову, родина главного героя была выбрана неслучайно. Во-первых, в Коннектикуте жил сам Твен, во-вторых, этот штат входил в число первых 13 штатов, объявивших независимость и его жители являются истинными “янки” (Yankee Doodle - официальная песня штата).

Сюжет рассказывает о предприимчивом американце, который волею судеб попал в Англию 6 века, где познакомился с легендарными личностями, вроде короля Артура.

Пользуясь знаниями о технологиях, он находит себе место волшебника при дворе короля, потеснив предшественника - Мерлина. Пользуясь знаниями и авторитетом, он находит учеников и начинает промышленную революцию, чем порождает недовольство среди знати. Основная идея произведения - крах утопических идей индустриальной эпохи. Словом: “человек всегда остается человеком и в конечном итоге портит хорошую идею”. К слову, Средневековье главному герою даже в какой-то мере нравится. Люди там более бескорыстны и искренни.

Герой не вернулся назад он проспал 13 веков после того, как Мерлин его опоил его каким-то снадобьем. (Этот сюжетный ход потом был неоднократно использован: например, в фильме “Зловещие мертвецы”). Так рукопись его дневника  дошла до наших дней. Его последние слова были обращены к жене и дочери, которые остались в прошлом. Дочь супруга назвала Алло-Центральная, так как он часто шептал во сне эти слова. она думала, что так зовут его прежнюю возлюбленную. В какой-то мере это было правдой - та была телефонисткой.

 

Марсианские хроники

Эдгар Райс Берроуз «Принцесса Марса»

Эдгар (не Уильям) Берроуз - автор развлекательной литературы. Нам известен в первую очередь как автор “Тарзана”, а его из его фантастических произведений больше всего известен цикл о приключениях Джона Картера, землянина попавшего на Марс. По сути, книга и цикл положили начало авантюрной фантастике о похождениях «наших» в ином мире. Книги были не так давно экранизированы. Считается, что “Аэлита” Алексея Толстого была написана под влияние цикла.

Первый роман серии - “Принцесса Марса” - написан в 1911 году. Главный герой - солдат Конфедерации - после поражения в гражданской войне добывает золото в Аризоне землях индейцев. Вследствие неведомого вмешательства его парализует, при этом его сознание переносится на Марс, где он обретает новое тело. Когда его убивают в конце повествования, разум возвращается в тело, которое пролежало 10 лет без вреда. Вероятно, такой сюжетный ход автор перенял у Твена.

В фильме все четь более реалистично. Картер, убегая от преследовавших его индейцев, прячется в пещере, где на него нападает какой-то странный человек. У него герой находит некий камень телепортации. Повторив за умирающим его последнее слово (“Барсум”), герой случайно активирует камень. (В фильме племянника, который читает дневник, зовут Эдгар Берроуз).

Важная особенность повествования - гравитация. На Марсе она меньше и поэтому землянин там обретает силу супергероя. Марс (на языке марсиан “Барсум”) описан как постапокалиптическое общество. Ресурсов мало, кланы ведут постоянные войны за них.

 

Рэй Брэдбери - “Человек с Марса”

Сам себя он не считал автором научной фантастики, скорее автором фэнтези. Многие его произведения именно считаются фэнтезийными, особенно рассказы. Фантастический элемент в них создает особую атмосферу для раскрытия характеров героев, служит сюжетным обрамлением. Его произведения часто очень теплые по настроению, часто они посвящены детям и по ощущению как будто открывают дверь в детство (“Вино из одуванчиков”). Книги у Брэдбери очень гуманны (или гуманистичны). Человек всегда должен оставаться человеком - так можно передать основной лейтмотив

“Марсианские хроники”

Цикл рассказов “Марсианские хроники” считается классикой научной фантастики о Красной планете. Она рассказывает вымышленную историю покорения марса людьми и сюжетно связана с другим известным его произведением - “451 по Фаренгейту” (сожжение книг, крах человечества в конце). Книга (“Хроники”) посвящена его жене, которая сделала все, чтобы он стал известным писателем, в частности, больше работала при том, что женщины тогда получали меньше. К слову, звали жену Маргарет (Маргарита). Рассказ “Будет ласковый дождь” из этого цикла считается одним из самых известных фантастических рассказов и одним из самых известных постапокалиптических. В нем описаны автоматы, обслуживающие дом, хозяева которого умерли от ядерного взрыва. Экранизирован. В играх серии “Fallout” есть отсылки на этот рассказ

“451 по Фаренгейту”

О Брэдбери я могу сочинить целую поэму, но это не уложится в рамки лекции. О нем лучше всего расскажут его произведения. Если лень читать, то в этом году на экраны выходит 451 по фаренгейту. Фильм выходит 30 июля. Считается, что книга носит антифашистский характер (как и в романе, в Третьем рейхе жгли книги), но на самом деле книга описывает общество потребления и культуру телешоу (“одурманивающие средства массовой информации”). Также там есть упоминание “диктатуры меньшинств” - книги уничтожали по соображениям толерантности. Только Хемингуэя переиздавали год за годом. Может сложиться впечатление, что автор его н любит, но это не так. Об этом говорят два рассказа: “Машина до Килимонджаро” и “Попугай, который знал Папу”. Он считает Хэма отцом американской прозы или типа того.

“И грянул гром”

Рассказ о путешествии во времени -  посвящен “эффекту бабочки”. Собственно по этому рассказу эффект и получил название. Это элемент теории хаоса. “Незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия, в том числе и совершенно в другом месте”.В рассказе рассматривается одна из гипотез относительно путешествия во времени. Несколько человек отправляются на сафари в прошлое. Из-за убийства одной единственной бабочки в мезозойскую эру изменилась вся реальность во времени охотников. Рассказ экранизирован, идея рассказа лежит в основе фильм “Эффект бабочки”.

Интересный факт.

Как писатель Брэдбери был больше известен в СССР, чем в США. Известен случай, произошедший на вручении “Оскара”. Там присутствовал Сергей Бондарчук, чей фильм “Война и мир” получил премию.

“Вдруг Бондарчук крикнул мне: «Рэй Брэдбери, это вы?» Он бросился ко мне, обнял меня и, прихватив бутылку «Столичной», потащил к своему столу, где сидели только его близкие друзья. Все знаменитые голливудские режиссёры, стоявшие в очереди, были озадачены. Они смотрели на меня и спрашивали друг друга: «Кто этот Брэдбери?» И, ругаясь, они ушли, оставив меня с Бондарчуком…”

 

  

Просмотров: 284 | Добавил: Гоблин | Теги: научная фантастика, фантастика, Брэдбери, Sci Fi | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Вход на сайт
Меню сайта
Статистика

Здесь и сейчас: 1
Чуждых сущностей: 1
Наших людей: 0