Суббота, 18.05.2024, 22:20
Приветствую Вас Чуждая сущность | RSS

Арт-студия "Вереск"

Блог

Главная » 2018 » Мессидор » 26 » Научная фантастика США - часть 2
21:40
Научная фантастика США - часть 2

Большая тройка: Азимов, Кларк, Хайнлайн

Артур Кларк

не был американцем, поэтому о нем поговорим отдельно в одной из следующих лекций.  Учёный, футуролог и изобретатель, известен как автор “законов Кларка”. Третий закон знают все.

Первый Закон: Если заслуженный, но престарелый учёный говорит, что нечто возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что нечто невозможно, он почти определённо ошибается.

Второй Закон: Единственный путь обнаружить пределы возможного — уйти за эти пределы, в невозможное.

Третий Закон: Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

 

Айзек Азимов - “русский американец”

Еще один писатель, которому можно петь дифирамбы часами

Настоящее имя - Исаак Юдович Азиимов. Выходец из семьи эмигрантов из России. Родился в 1920 году в Гомельской губернии. В отличие от другого знаменитого эмигранта называл себя русским писателем. Возможно, это связано с его стремлением к миру во всем мире, возможно, это был маркетинговый ход. На фоне холодной войны это было рискованно, но несомненно способствовало популярности. Помимо литературной, занимался также научной деятельностью. профессор биохимии. В 60-е, в период “охоты на ведьм” находился под следствием ФБР из-за возможной связи с СССР. Поводом стало (внимание!) его одобрительное высказывание строительства в Союзе атомной электростанции. Известен своими пацифистскими взглядами. “История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить” - говорил он в интервью.

Умер от СПИДа. (Точнее, от сердечной недостаточности на его фоне) Нет, он не был геем. ВИЧ он заразился во время операции.По завещанию тело было кремировано, а пепел развеян.

 

“Я, робот”

В этом цикле Азимов рассеивает распространенные опасения относительно ИИ. Роботы Азимова не стремятся уничтожить человечество, напротив - они нередко разумнее и человечнее, чем их хозяева.

Именно в этом цикле сформулированы знаменитые 3 закона робототехники:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

 

“Двухсотлетний человек”

Повесть о роботе, обретшем самосознание. Вопрос о границах человечности, человека, борьбе за права.Экранизирован, в главной роли - Робин Уильямс

 

Серия “Илайдж (Элайдж) Бейли и робот Дэниел Оливо”

В серии романов есть явный намек на противостояние США и СССР.

Действие романов цикла происходит на фоне противостояния «космонитов» ( жителей бывших космических колоний) и землян. Первые живут в комфорте, их общество крайне индивидуалистично, жизнь которых осложнена последствиями перенаселения родной планеты - они живут в городах муравейниках и питаются дрожжевыми культурами.  Первый роман назван “Стальные пещеры”. Пересказывать смысла нет, могу лишь сказать, что порог популяции, при котором человечество будет жить так, мы уже прошли.

Части серии:

  1. «Стальные пещеры» / The Caves of Steel (1954)

  2. «Обнажённое солнце» / The Naked Sun (1956)

  3. «Роботы зари» / The Robots of Dawn [в других переводах «Роботы утренней зари», «Роботы рассвета»] (1983)

  4. «Роботы и Империя» / Robots and Empire (1985)

Основные идеи:

  • Человечество должно жить в мире, несмотря на разницу культур

  • Человечество для выживания должно покинуть Землю, как дети покидают отчий дом

В конце сери сформулирован “нулевой закон” робототехники

0. Робот не может причинить вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был причинён вред.

Последние книги являются прологом к серии “Основание”

 

“Основание” (“Академия”)

Цикл из семи научно-фантастических романов (изначально трилогия) о межгалактической империи. Первые три романа серии удостоились специальной премии «Хьюго» за «лучшую фантастическую серию всех времён» .

 

“Конец вечности”

Роман на тему “полиции времени”, критически относящийся к самой идее защиты человечества от ошибок. Обычно в таких романах полиция времени выступает как сила добра (“Патруль времени” Пола Андерсона), тогда как тут аналогичная организация под названием “Вечность” представляет собой реакционные силы, стремящиеся ограничить человечество в развитии.  Идея: прогресс ценой жертв лучше застоя в безопасности. Также тут присутствует тема покорения космоса. Если не начать его освоение, то человечество ждет неизбежный карх.

 

“Сами боги”

Азимов называл его своим любимым романом.

Он состоит из трёх частей, названия которых, будучи перечисленными друг за другом, составляют известное высказывание Фридриха Шиллера «Против глупости сами Боги бороться бессильны».

Эпиграф

“Посвящается Человечеству

в надежде, что война с безрассудством всё-таки будет выиграна.”

В центре сюжета - контакт с жителями другого измерения. Они присылают нам данные, необходимые для создания неисчерпаемого источника энергии - “насоса”. Создания (к слову, трехполые) живут в мире, где солнце угасает, а им нужна энергия из нашего мира. Насос производит обмен. Проблема в том, что в какой-то момент использование насоса приведет к взрыву солнца и гибели человечества. Существам на это пофиг, остаточной энергии от взрыва им хватит на много лет. А у людей есть карьеристы, которые снискали славу за счет насоса и готовы любой ценой предотвратить его отключение. В итоге насос не отключили, но люди нашли способ скомпенсировать его вредное влияние.

Также в романе прослеживается уже известный конфликт колоний и Земли. Жители Земли более консервативны, а космические колонисты, вынужденные каждодневно бороться за жизнь, более разумны.

 

Роберт Хайнлайн

Достаточно противоречивый писатель. Его взгляды менялись в течение жизни, а его творчество имеет много политических мотивов. Антирасизм в его творчестве сочетается с милитаризмом и мальтузианством (учение о необходимости ограничивать рост человечества).

«Чужак в чужой стране»

Роман о “марсианском маугли”, мальчике, который оказался единственным выжившим на космическом корабле и был воспитан марсианами (которые в романе являются бесполыми созданиями. Роман является сатирой на человеческое общество. Публикация романа вызвала скандал, связанный со слишком вольным, по нормам тогдашней цензуры, изображением сексуальной жизни и религии.

«Звездный десант»

Роман вызвал нешуточный скандал, так как в нем говорится о наличии положительной роли у насилия в истории человечества. Критики называли апологией фашизма и милитаризма. Там, например, там гражданские права имеют только те, кто служил в армии. Также там оправдывается нападение на союзников, если те отказываются воевать против общих врагов. Мотивы “жуков” не изучаются, их просто более эффективно истребляют - в том числе химическим оружием.

Впрочем, помимо оды военной доктрине США в романе есть много других тем: в нем отражаются представления писателя об идеальном обществе, где долг превыше всего. Также там рассматривается тема строго учителя - “сержант Зим”. В экранизации Пола Верховена эти темы вымараны. По сути экранизация является антимилитаристической и антифашистской сатирой, режиссер полемизирует с автором книги

«Свободное владение Фарнхэма»

Еще один провокационный роман на тему антирасизма. Белые герои с чёрным слугой оказались заброшенными на две тысячи лет в будущее, где существует кастовое рабовладельческое общество, в котором рабами являются сплошь белые, а господствующей кастой — чёрные и мусульмане.

 

Несколько слов про киберпанк

Киберпанк - это жанр НФ, в отличие от постапокалипсиса, он отражает упадок человечества  в результате глобальной войны, а на фоне технологического прогресса и развития компьютерных технологий. Ключевые темы - слияние с машинами, виртуальный мир становится привлекательнее реального, одиночество в сети, замкнутость людей, населяющих этот мир. В центре сюжета часто выступает противостояние хакеров-одиночек мегакорпорациям. Другая наиболее выраженная тема - границы человеческого. Будет ли человеком киборг, имеет ли искусственный интеллект права

Наиболее известные примеры - фильмы и игры

“Бегущий по лезвию” - написан по роману “Мечтают ли андроиды об электроовцах?” Главный герой охотится на четырех беглых андроидов, искусственных людей.

“Робокоп” - в фильме развита идея из “Бегущего по лезвию”. Там есть и злые корпорации киборги, и панки, которых убивают киборги, потому что это американская версия гопников. ГГ - хороший полицейский, который волею судеб превращается в машину для убийства.

“Deus EX” - игра, в которой главный герой является киборгом, расследующим деятельность корпораций

Этот жанр популярен в Аниме

“Акира”

“Призрак в доспехах”

“Эксперименты Лэйн”

Уильям Гибсон - отец киберпанка

В настоящий момент проживает в Канаде и имеет двойное гражданство. В Канаду переехал, чтобы избежать призыва на Вьетнамскую войну. Ничего не известно о его трудовой деятельности. Однако, известен факт, что он поступил в университет, поняв, что проще рассчитывать на стипендию, чем работать. В 1977 году получает степень бакалавра английской литературы. Литературным творчеством занимается с середины 70-х. Первый опубликованный рассказ - «Осколки голографической розы». Его творчество пришлось на расцвет компьютерных технологий и  Гибсону принадлежит авторство понятия «киберпространство» (англ. «cyberspace»), он впервые в литературе описал виртуальную реальность. Его фантастика кажется сегодня немного наивной, хотя мир, созданный им многократно тиражировался, в том числе и в компьютерных играх. Мир в его описании довольно неприятное место. Города муравейники, высокие технологии буквально валяющиеся на помойке. Раньше я бы сказал, что это похоже на японские барахолки электроники, сегодня это есть и в России.

Интересный факт

В конце 1980-х Гибсон познакомился с творчеством Виктора Цоя и работал с Рашидом Нугмановым (режиссер культового фильма “Игла”) над сценарием фильма «Цитадель смерти», в котором главная роль отводилась Цою, но тот умер и проект не состоялся.

Цикл «Киберпространство»

В него входят романы «Нейромант», «Граф Ноль» и «Мона Лиза Овердрайв», Сюжетно связан еще с несколькими рассказами, такими как «Джонни-мнемоник». Это название слышали, если не все, то многие, так как рассказ экранизирован. По мотивам книги «Нейромант» в 1988 году сделана игра-квест

Действия трилогии происходят в недалёком будущем, в котором миром управляют транснациональные корпорации. Некоторое время назад произошла 3 мировая, одним из видов оружия в которой были хакерские атаки.

Филип Дик - дедушка киберпанка

Этого автора вводят в число предтеч жанра потому, что именно он является одним из первых, писавших о проблеме трансгуманизма.

“Мечтают ли андроида об электроовцах?”

На самом деле название вовсе не отдает зоофилией, просто в описываемом будущем большая часть животных вымерла. Поэтому обладание и уход за животным считается добродетелью, практически долгом каждого, а если животное крупное, скажем, лошадь или овца, то оно является предметом статуса.

Андроиды в этом мире - искусственно созданные люди, фактически рабы нового вида.  В связи с тем, что клетки их организма не способны делиться, андроиды живут не больше четырех лет. Некоторые из них убегают, и тогда в погоню отправляются охотники за головами, которые “усыпляют” беглецов. ГГ собственно и является одним из таких охотников.

Есть еще много имен, таких как Андерсон, Саймак (на деле Симак), Шекли, Воннегут, но все они не уместятся в одной лекции. Если есть желание, могу сделать продолжение по теме фантастики.


  

Просмотров: 206 | Добавил: Гоблин | Теги: Кларк Артур, Азимов, киберпанк, фантаcтикa, Sci Fi | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Вход на сайт
Меню сайта
Статистика

Здесь и сейчас: 1
Чуждых сущностей: 1
Наших людей: 0