Среда, 15.01.2025, 18:46
Приветствую Вас Чуждая сущность | RSS

Арт-студия "Вереск"

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Хроники «Вереска»: взгляд изнутри
TEONANACATLДата: Воскресенье, 16.01.2011, 19:53 | Сообщение # 1
Сэр
Группа: Администраторы
Сообщений: 441
Репутация: 0
Статус: Где-то там
Небольшие городки, в силу специфичности своих масштабов, и, соответственно, ограниченных возможностей в создании инфраструктуры, удовлетворяющей год из года растущим потребностям населения, всегда имели ряд особенностей или даже насущных проблем, решаемых самими жителями, в зависимости от степени их заинтересованности. Одной из таких проблем был и остаётся вопрос организации молодёжного досуга. Перестроечное время «подлило масла в огонь», привнеся немало неприятных сюрпризов в жизнь всех поколений людей – от мала и до велика. Закрывались досуговые центры, кружки и клубы по интересам, росли масштабы подростковой преступности, беспризорности, алкоголизма и наркомании – и эти явления наблюдались повсеместно на всей территории России. К счастью, пришедший на смену «лихих девяностых», период относительной стабильности несколько исправил положение, и сейчас ситуацию с организацией досуга в Троицке вполне можно посчитать удовлетворительной – функционирует ДЮЦ, ДШИ, клуб «Орлёнок» и «Парус», исполняют на гитарах, отстукивают ноты на синтезаторах и грохочут ударные ритмы рок-звёзды местного масштаба…но не стоит забывать, что помимо музыкантов, певцов, художников и танцоров, на свете этом не перевелись ещё служители поэтической и прозаической муз, шествующие, кто – по стопам Пушкина, Горация и Гомера, а кто – вслед за идеями Маяковского, Летова или даже Джона Леннона и Шарля Бодлера. Невозможно, однако же не заметить, что с поэтическими сообществами у нас в городе ситуация сложилась далеко не самая комфортная. Существует, конечно, довольно известное и чрезвычайно консервативное литературное объединение «Степь», выпустившее за более, чем 70-летний срок своей работы невероятное количество авторских сборников и состоящее в настоящее время из людей преимущественно старшего поколения. Вполне закономерным и естественным является то, что интересы и чаяния «степняков» вполне естественным образом отличаются от таковых у молодёжи, порождая в своеобразной форме извечный конфликт «отцов и детей». Да и формы организации культурно – массовых мероприятий в Троицке, словно бы найдя свою оптимальную нишу, повторяются из года в год практически без трансформации и прогресса. Все эти праздники-близнецы настолько похожи друг на друга, что давно уже перестали для многих горожан выполнять свою главную функцию – доставлять чувство радости и интересного времяпрепровождения, являясь скорее внешней формой общеобязательной отчётности, нежели выражением воли горожан. В городе и впрямь немало талантливых ребят-поэтов и прозаиков, не знающих, «куда приткнуться» и в ком найти благодарных слушателей и уважаемых коллег со сходными представлениями о мире, искусстве и роли творчества как на глобальном, так и на локальном уровнях. Опыт и время показали, что объединить молодёжь под эгидой «Степи» оказалось задачей невыполнимой – лишь раз столкнувшись с принципиальной разницей в интересах и представлениях, большинство молодых ребят просто не испытывали желания дальнейших посещений этого литобъединения. Итак, этот вопрос необходимо было каким-то образом решать. И ответ был найден. Весной 2009 года студент-филолог, а ныне уже выпускник ТФ ЧелГУ Николай Лётин решил организовать молодёжную театрально-поэтическую арт-студию «Вереск». В идейную основу новой организации вошли плюрализм и свобода творческого самовыражения, поиск нестандартных решений, идей и форм их реализации, явственно авангардная основа из смешения традиций идей футуризма, постмодерна и сатирической психоделии на грани фола. В качестве идейной и креативной опоры были взяты отсылки на произведения солиста «ГрОб» Егора Летова, творчество русской группы «НОМ» (прославившейся, к примеру, проектами «Фиолетовые гномы» и «Пасека»), а также сообщества «Весёлых проказников» американского классика Кена Кизи, получившего известность за свою метафорическую антиутопию «Пролетая над гнездом кукушки». Поискав интересующихся творчеством по учебным заведениям и среди знакомых, Николай Лётин сумел набрать несколько человек первоначального состава, куда помимо него самого, вошёл и автор данной статьи, также две одиннадцатиклассницы МОУ «Лицей № 13» Елена Артамонова и Анна Каймашникова, студент медицинского училища Руслан Садыков, а впоследствии – троицкий 23-летний поэт Виктор Фомченко и ученица МОУ «Лицей № 16» Наталья Ахмадулина – каждый со своими идеями, мыслями, выраженными чертами личности, характера и творческого стиля. Мы разместили подобие штаба в клубе «Орлёнок» и первоочередной задачей объявили организацию арт-фестиваля «Джем», срок проведения которого был назначен на 28 июня 2009 года, а место проведения – весьма андеграундный по своей неформальной атмосфере дворик магазина «Sela». Если вкратце объяснить порядок деятельности «Вереска» на тот момент, то он сводился к поиску поэтов, желающих представить собственное творчество на всеобщее обозрение во время проведения фестиваля. К каждому выступлению мы планировали подготовить некое метафорическое театрализованное представление, короткую сценку, которая должна быть настолько своеобразна и неповторима, чтобы всякий зритель, задумавшись об её потаённом смысле, нашёл бы в любом выступлении нечто, близкое его собственной душе и разуму. Так и прошло два месяца – май и июнь 2009 года. Мы собирались, читали друг другу стихи, слушали «фестивальных» поэтов, выдвигали самые безумные идеи относительно театрализованного действа, смеялись, шутили, даже танцевали, радовались общению, знакомились с новыми людьми… Светлое и весёлое то было время! Непосредственно за несколько дней до проведения фестиваля нам собственными силами пришлось расчищать пресловутый дворик возле магазина, который по совместительству был ещё и весьма качественно утрамбованной свалкой с толщиной «культурного слоя», возможно, в несколько десятков сантиметров, так что чем больше мы его очищали, тем яснее выступала на поверхность его истинная природа. Фестиваль, проходивший при содействии (и, в некотором роде – противодействии) городской администрации, всё же нельзя было назвать идеальным, несмотря на все наши старания. Во-первых, многие из поэтов в последний момент застеснялись и отказались от выступления, поэтому многие из наших театральных идей пошли прахом, во вторых, пришлось отказаться от изначально предполагавшегося сюрреалистического видеоряда в бэкграунде в силу того, что в открытом пространстве при дневном освещении он просто не был бы заметен, а ночью нам проводить мероприятие никто не разрешил. К тому же две трети времени «Джема» составила концертная программа Троицких рок-групп, поэтому изначально главенствующее положение поэзии в этом фестивале, к сожалению, отошло на задний план. Но, тем не менее, были и весьма забавные моменты. К примеру, во время выступления челябинского поэта Александра Букасева, его по сценарию поливали водой из лейки, когда стихи читала троицкая поэтесса Эльвира Имамутдинова, мы на сцене рисовали на листе ватмана некие знаки разноцветными красками, после разорвав лист в мелкие клочья, автор же данной статьи вышел на сцену в разукрашенных геометрическими фигурами джинсах, надрезанном во многих местах шерстяном жилете с наклеенными лазерными дисками и бумажной шапке с изображением ядерного гриба с треугольными глазами, прочитав сатирическое стихотворение «Курит дед». Так что в целом первый «Джем» вышел далеко не комом… В летнюю жару арт-студия на время приостановила свою деятельность – ребята уехали отдыхать, да и сама природа в такое время вовсе не предрасполагает к активной деятельности. В результате собрания мы возобновили только с приходом вдохновенной и немного грустной промозглой осенней прохлады, этой восхитительной сентябрьской поры примирения души и тела. Следует отметить, что летом Николай оказал значительную помощь в организации фестиваля памяти В. Цоя, однако это личная заслуга Лётина, и «Вереск» к данной деятельности в целом не имел отношения. Меж тем трое человек покинули сообщество – Аня и Лена стали студентками и уехали в Челябинск продолжать обучение, Руслан же оказался занят более активной учебной и общественной деятельностью и не находил более времени для посещения собраний «Вереска». Итого, в сентябре 2009 года остались, помимо автора статьи, Николай, Виктор и Наташа. Вскоре, правда, к нам пришла Юлия Сушкова из одиннадцатого класса тринадцатого лицея и Татьяна Потапова из девятого класса шестнадцатого лицея, которая по совместительству является клавишницей троицкой рок-группы ЭDZЕ и в настоящее время учится в педагогическом колледже. Впрочем, последняя пробыла у нас совсем недолго, видя своё творческое призвание в музыке, но не поэзии или театре. Вскоре нам пришлось покинуть клуб «Орлёнок» и некоторое время собираться на базе МОУ «Лицей №13», что нам любезно позволило школьное руководство. Меж тем мы начали разрабатывать новый проект «Медовик», содержание которого я не имею права раскрывать в силу того, что он, к сожалению, до сих пор не был реализован из-за прошлогоднего ноябрьского общегородского карантина. Однако мы не отказываемся от возможной реализации этого проекта в дальнейшем. В то же время была поставлена задача ознакомления интересующихся с различными литературными традициями, направлениями, течениями, равно как и яркими примерами творчества различных авторов и коллективов, арт-хаус фильмами, авангардными мультипликационными проектами и необычными музыкальными группами. Во второй половине октября 2009 года по независимым друг от друга причинам «Вереск», к сожалению, покинули суровый поэт Виктор и живой фантасмагорический постмодернизм в лице Татьяны, зато к концу ноября мы обрели новую талантливую личность – студентку ТФ ЧелГУ Екатерину Губернскую, ставшую надолго верной помощницей в нашем общем деле. Пришедшая на смену увядающей осени спокойная и размеренная зима не принесла должного результата. В сообществе нарастала расслабленность, дезорганизованность, проекты тянулись вяло, медленно, а к началу весны весь этот рассредоточенность достигла своего апогея. Должен констатировать как факт, что в то время наша деятельность, не поддаваясь вообще никакой логике, представляла собой один перманентно растянутый во времени абсурд психиатрического свойства, который даже понимать было не нужно в силу того, что его и невозможно было понять. В конце марта «Вереск» на время прекратил своё существование, равно как и руководящая роль Николая Лётина в организации. На обломках арт-студии возникло сообщество «Альбедо», незначительно отличающееся от «Вереска» разве что тем, что для решения разного рода организационных вопросов использовался принцип голосования, а в качестве руководителя выбрали меня. На начальном этапе подобная реорганизация действительно имела заметный эффект – мы быстрыми темпами взялись за подборку материалов для двух творческих коллективных сборников – поэтического и прозаического, устраивали активные мозговые штурмы, создали рассказ по принципу буриме (то есть каждый сочинял по одному предложению, затем передавал лист с текстом следующему коллеге – и так по кругу в порядке очереди до тех пор, пока произведение не приобретало логически завершённый характер). В целом, мы продолжали уже установленные традиции – познавали таинства цифровой живописи Ларри Карлсона, Люка Брауна, Гигера, якутского художника Graza, смотрели короткометражки Фейта Хельмера. Тогда же возникла идея самостоятельной съёмки подобия хроник арт-студии, составленных из различных мельчайших кусочков прошлых видеозаписей – свидетельств нашей активной деятельности в прошлом, настоящем и, хотелось бы верить, что и в будущем. В то время наш состав значительно расширился, что, в итоге породило противоречия в интересах, идеях, а равно - и невозможность решить ряд вопросов мирным путём – напряжённость постепенно нарастала в течение полутора месяцев, пока не привела к своеобразному «коллапсу» 10 мая 2010 года, завершившегося расколом на – условно – старшую и младшую половинки «Альбедо». Но обо всём по порядку. В то время в наши ряды влились студенты-историки ТФ ЧелГУ Лев Фадеев и Константин Пястолов, а из ветакадемии – Александр Нелюбин и Екатерина Чернышева. Однако со временем одна из наших девушек, Наташа Ахмадулина, готовившаяся в то время к окончанию школы, начала всё в большей мере отходить от принципов демократизма и свои условия, вне зависимости от мнения большинства и направления деятельности «Альбедо» в целом. Вполне естественно, что я неоднократно пытался призвать своих товарищей-коллег к порядку и хоть в некоторой мере упорядочить проведение наших собраний – однако из раза в раз они становились всё хаотичнее и спонтаннее. Что было тому причиной? Банальная лень некоторых ребят и нежелание действовать целенаправленно? Преследование неких эгоистических интересов и целей? Излишний организационный демократизм, породивший анархию в её худшем проявлении? Возможно, что и всё вышеуказанное вместе взятое… Так или иначе, но в тот день я ушёл в отвратительном настроении и в кровь разодранной рукой – а наше число, как в известном стишке про десять негритят, снова значительно уменьшилось. Но близилось лето, а значит, и время проведения второго арт-фестиваля «Джем», назначенного на 26 июня. И, хотя весьма значительная заслуга в организации феста принадлежит Николаю Лётину и Артёму Левшичу, оставшиеся старшие «альбедовцы» также объединили усилия для того, чтобы оказать посильное содействие проведению мероприятия. Впрочем, в отличие от 2009 года, у нас отсутствовали спланированные сборы, направленные на репетицию различных аспектов готовящегося фестиваля, а в итоге второй «Джем» в значительной мере отличался от первого опыта 2009 года. Нам в этот раз вовсе не удалось найти поэтов, согласившихся бы выступить, не говоря уж о продумывании элементов театрализованного действия. Оставалось одно – подготовить список выступлений рокеров, которых, к счастью, согласилось приехать немало, причём присутствовали гости из многих городов Челябинской области. К тому же за год наш «обжитой» дворик успели раскопать до полностью невменяемого состояния, так, что проводить там что бы то ни было казалось задачей не только безумной, но и принципиально невозможной. В силу этого возникал вопрос – где же будут выступать рокеры? Вариантом был дворик медучилища – однако он оказался обжитым, а шумный концерт и контингент в виде толпы неформалов навряд ли составил бы приятное соседство для жителей близлежащих домов. Вторым вариантом был Студенческий Арбат с фонтанами и сценой-«ракушкой» возле ТФ ЧелГУ, однако уже после достижения договорённости за несколько дней до начала фестиваля, решение было резко изменено «свыше», а в «ракушку» 26 июня пустили выступать КВН-щиков и диджеев, что, по личному мнению автора, является верхом несправедливости. Действительно, можно ли сопоставить по своей ценности и основательности рок-культуру, уходящую своими историческими корнями в баллады средневековых викингов-скандинавов и литературно-музыкальное творчество славянских гусляров с массовым молодёжным движением КВН, имеющим ничтожное по сравнению с роком время существования и весьма сомнительную культурную и интеллектуальную ценность? Я апеллирую к всемирной истории в своём утверждении о значительно большей культурной ценности рока по сравнению с КВН-ом, и пусть само время будет тому свидетелем. Хотя, повторяю, что это мнение исключительно автора статьи, но я был бы рад, если бы читатель счёл благоразумным присоединиться к этому мнению. В итоге нам была предоставлена территория стадиона за ДК им. Луначарского в пос. Станционный. Концерт тогда собрал не очень много народа в силу того, что проводился, фактически, на окраине города и не был в должной степени разрекламирован вовремя, несмотря на выступления там достаточно знаковых личностей, в числе коих числился даже весьма популярный челябинский рок-н-ролл музыкант Гарри Ананасов, известный если не на всю Россию, то на весь Урал – уж точно. Что же касается современного состояния арт-студии, то решено было возродить «Вереск», а руководителем снова стал Николай Юрьевич Лётин, любезно согласившийся предоставить номер телефона на случай, если читателей заинтересуют определённые вопросы, касающиеся работы арт-студии и наших проектов: 8-908-066-15-20 В настоящее время сообщество работает над концептуальным видеоальбомом «Тентакли из пакли» экспериментальной группы «Поющие кейгены», а также над короткометражным псайарт-треш-фильмом «Феод Кикичундрариум: разум существа», разработкой сценария к которому занимается автор статьи. Надеюсь, весьма богатая событиями история «Вереска», своеобразным летописцем которой я выступил в ходе подготовки данного материала, станет своеобразной искоркой в глобальной истории мирового авангарда, призванной зажечь сердца и умы неортодоксально мыслящих людей, разрывающих общественные шаблоны сознания и ломающих закостенелые стереотипы рассудка на своём жизненном пути. И хотелось бы надеяться, что пока ещё в Троицке существует молодёжь, заинтересованная в творческой самореализации и поиске новых необычных путей и способов самовыражения, «Вереск» продолжит нести в народ радость свежих идей из мирового эфира, где всё возможно и ничто не доказуемо и где веет та жизненная сила, что веками наполняла души писателей и поэтов, имя коей – вдохновение.
осень 2010 года
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: