Среда, 15.01.2025, 19:00
Приветствую Вас Чуждая сущность | RSS

Арт-студия "Вереск"

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Воспоминания военных лет
TEONANACATLДата: Воскресенье, 16.01.2011, 19:57 | Сообщение # 1
Сэр
Группа: Администраторы
Сообщений: 441
Репутация: 0
Статус: Где-то там
Воспоминания по сути своей – это крупицы личной памяти человека, повествующие о делах давно минувших дней с позиций понимания и осознания, доступных именно этому человеку. Воспоминания индивидуальны, они дают возможность узнать события, зачастую мало кому известные или представить исторические события не сухой научной лексикой современных теорий, а живой и яркой речью рассказов о том, что человек видел своими глазами и что самолично пережил. Из памяти участников Великой Отечественной Войны можно сложить своеобразный целостный «паззл» позволяющий взглянуть на военные действия с позиций мыслей, идей, эмоций и переживаний этих людей в рамках единой картины событий того времени. А подвиги наших дедов достойны того, чтобы быть достоянием общественной памяти ещё долгие годы, как напоминание о том, что приходится переживать народам, правители которых не ценят мирное существование, и что в каждом человеке заложен потенциал, который зачастую проявляется именно в экстремальных ситуациях.
Хочу рассказать читателям о некоторых отрывочных, но от этого не менее интересных, воспоминаниях моего деда Белоусова Леонида Романовича, относящихся к его участию в войне. К сожалению, он умер ещё в 1997 году, поэтому его рассказы приводятся по словам его сына – моего отца – Белоусова Дмитрия Леонидовича, в памяти которого запечатлелись случаи, о которых довелось слышать, начиная с детских лет.
Белоусов Леонид Романович 1920 года рождения, житель города Троицка был призван на войну 29 октября 1941 года и направлен на 1-й Прибалтийский фронт. Воспоминания относятся к периоду 1943-1944 годов, когда войска 1-ого Прибалтийского фронта продвигались в направлении Боровичи - Старая Русса – Великие Луки – Полоцк, далее следовало форсирование Западной Двины и движение в сторону города Шауляй. Под городом Шауляй в конце июля 1944 года Леонид Романович был тяжело ранен, в связи с чем был переведён в госпиталь в город Киров, а в декабре 1944 года комиссован с инвалидностью 2-й группы.
С осени 1942 года дед служил в полевой разведке, поэтому его и однополчан часто направляли за линию фронта с целью поиска и пленения «языков», которые могли сообщить ценные сведения для советского командования. Однако одной из причин, из-за которой разведчики не возвращались обратно, была элементарная русская беспечность. Попав в тыл врага, солдаты в деревнях теряли бдительность, расслаблялись, пили самогон и оставались на ночь в домах местных жителей.
Но нельзя забывать, что в деревнях на оккупированных территориях было немало предателей, сотрудничавших с немцами, поэтому подобные ночёвки советских солдат заканчивались зачастую тем, что наутро их, ещё весьма нетрезвых, а потому и неспособных оказать должного сопротивления, забирали в плен немцы, что и служило закономерным завершением их разведывательных операций.
Учитывая сложившуюся ситуацию, группа бойцов, в которой был и Белоусов Л.Р., всегда обходила деревни стороной и старалась действовать как можно осторожнее. Но однажды произошёл досадный инцидент, после которого их исключили из проведения разведывательных операций. Во время боёв в районе Старой Руссы, проводя разведку в тылу врага, солдаты вышли к реке, мост через которую был стёрт с лица земли советской авиацией, а на мосту и подступах к нему разместилось несколько сломанных немецких танков. При ближайшем рассмотрении оказалось, что все танкисты в них погибли. Среди танков один оказался не сильно повреждённым и, в общем-то, в работоспособном состоянии. И тогда командир группы разведчиков принял решение на этом танке проехать по немецкому тылу и вернуться к своим в целях маскировки и обеспечения безопасности, тем более, что среди разведчиков был один механик, ранее работавший на машинно-тракторной станции. Солдаты вытащили тела немцев из танка, забрали с них трофейные ценные вещи, в числе коих значились плитки шоколада, входившие в обязательную норму пайка у немцев, сняв табельное оружие и наручные часы, за сотню которых можно было тогда получить пять рублей.
Далее с большим трудом выехав из разбитой танковой колонны, бойцы направились на танке к линии фронта. Немцы не препятствовали движению танка на передовую, что вполне естественно, однако же приближение немецкого танка на полном ходу к месту дислокации советских войск, вызвало там довольно большой переполох. И только когда по разведчикам принялись стрелять из пушки, советские солдаты на немецком танке поняли свою ошибку и вынуждены были поднять белый флаг, поспешно созданный ими из рубашки. За этот проступок их чуть было не отдали под трибунал, однако решено было «замять» дело как курьёзный случай и смягчить наказание солдатам. Закончилось всё тем, что начальник полка отхлестал их кнутом и, отстранив от разведки, направил в пехоту.
Во время боёв в направлении Великие Луки, советским войскам никак не удавалось выбить германцев из леса, который имел чрезвычайно удобное стратегическое положение. Тогда командование решило прислать «Катюши» и дать залп по лесу. Однако осторожные немцы перехватили это сообщение и в спешном порядке принялись отступать, освободив лес. Видя, что немцы уходят, советские части перешли в наступление и заняли лес, при этом командование, видимо, на радостях, забыло отменить запрос на боевое подкрепление.
Результат не заставил себя долго ждать. Вскоре прибыло несколько «Катюш» в установленные позиции. Было произведено несколько залпов, практически уничтоживших полки, разместившиеся в лесу. Леонид Романович всегда со слезами на глазах вспоминал этот эпизод войны. Реактивные снаряды разрывались в шахматном порядке, вырывая деревья с корнем. Из почти тысячи человек, вошедших в лес, в живых осталось только пятеро, и то все получили контузию. Двое из них были из Троицка, Леонид Романович и его товарищ Николай. Первый получил контузию на одно ухо, второй оглох на оба уха. После кратковременной полевой госпитализации их вынужденно направили в другую часть в кавалерию, поскольку их часть прекратила своё существование. После войны оба работали до пенсии на Троицком Мясокомбинате.
Летом 1944 года часть, где служил мой дед, форсировала Западную Двину. Немцы сражались очень ожесточённо. Во время форсирования реки погибло много советских бойцов. Кавалеристы переправлялись, держась за сёдла свои лошадей. Когда до берега оставалось метров 15-20, лошадь Леонида Романовича была убита, а полное обмундирование и оружие были намокшими и поэтому очень тяжёлыми. Уже попрощавшись с жизнью, он вдруг почувствовал твёрдый грунт под ногами.
Как он вспоминает, судьба несколько раз спасала его от верной гибели. Так, в сентябре 1942 года однажды устроились на ночлег по два человека в воронках от снарядов. Леонид Романович предложил товарищу сползать за махоркой к другому товарищу в другой воронке, но тот отказался, в результате дед пополз за махоркой сам. Как только он переполз в другую воронку, немцы принялись производить миномётный обстрел местности, и первая же мина попала как раз в ту воронку, где он только что находился. Товарищ, оставшийся в воронке, был разорван миной на куски.
Ещё один случай произошёл уже на территории Литвы. Там местные жители, предательски перешедшие на сторону немецкого командования, очень ожесточённо сражались c советскими войсками. Даже небольшие хутора приходилось отвоёвывать с огромным трудом. Белоусов Л.Р. и ещё несколько солдат зашли в пустой дом в одном из таких хуторов. Тут его позвал товарищ, стоявший снаружи. Как только он вышел, в окно дома попал противотанковый снаряд «фауст-патрон», и все солдаты, оставшиеся в доме, погибли. Это стреляла с чердака соседнего дома пожилая местная жительница, которая затем принялась стрелять из пулемёта. Только обойдя дом сзади и забросав чердак гранатами, удалось остановить стрельбу.
В боях под Шауляем летом 1944 года Леонид Романович снова был направлен в войсковую разведку. Однажды разведчикам пришлось заночевать в заброшенном немцами старинном замке. Замок был абсолютно пуст, вокруг не было ни души, а ночью солдаты увидели в замке два призрака – сначала через зал, где они расположились, прошла очень высокая тёмная полупрозрачная мужская фигура, а спустя несколько минут – прозрачная слабо светящаяся фигура женщины. До утра почти никто так и не смог уснуть. А через два дня деда тяжело ранил немецкий снайпер во время выполнения очередного задания, правда, недалеко от своей части. Снайпер погиб через несколько минут, поскольку в дерево, на котором он сидел, попала мина от миномёта, а Леонид Романович, как уже сказано выше, был комиссован.

январь 2011 года
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: